Разделы

Оценка стоимости компании на примере ОАО Седьмой континент

Одной из важнейших тенденций развития мировой экономики за последние 100 лет является формирование глобального рынка слияний и поглощений (M&A). Исследования, посвященные анализу динамики рынка, отмечают его постоянный рост. Так, по итогам 2010 года зафиксированы рекордные показатели мирового рынка M&A, а именно заключено 35 636 сделок на сумму $4 743 млрд. Значительный вклад в этот рост внесла и Россия, заняв 5-е место в мире по стоимости сделок и 2-е - по темпам роста. Отечественный рынок M&A достиг максимальных за всю историю исследований показателей: в 2010 году совершено 486 сделок на сумму $125 млрд. Доля сделок в ВВП страны составила 9,7%, что соответствует среднемировому уровню для развивающихся стран. Тенденция роста числа сделок M&A в мире, и в России в частности, на наш взгляд, останется, и в 2011 году, думается, состоится много интересных сделок.

Современная динамично развивающая экономическая среда создает достаточно жесткие условия функционирования для ее участников. Сохранять и укреплять свои конкурентные позиции способны только те компании, руководство которых постоянно заботится о качественном и количественном росте, разрабатывая эффективные бизнес - стратегии, для реализации которых внутреннего потенциала может быть недостаточно. Когда внутренние резервы увеличения эффективности деятельности исчерпаны, необходимым условием обеспечения непрерывности жизненного цикла предприятия становится внешнее развитие, реализуемое посредством стратегических слияний и поглощений.

Слияния и поглощения по своей сути являются высокорисковым, дорогостоящим и вместе с тем высокодоходным видом инвестиционного проекта, потенциал которого может быть реализован только при тщательной подготовке, планировании сделки, анализе и обосновании ее эффективности.

По данным исследования, проведенного компанией McKinsey&Co., в большинстве случаев инициаторам интеграционных процессов не удается реализовать заложенный в них потенциал, и доля неудачных сделок, в результате которых происходит разрушение стоимости бизнеса, составляет около 70%. И одной из причин такого плачевного результата, характерной, прежде всего, для России, является отсутствие при совершении сделок M&A должного обоснования их эффективности. Также сделки не всегда имеют в своей основе экономические мотивы, а могут проводиться для получения доступа к административным ресурсам, удовлетворения собственных амбиций руководителей и, наконец, как дань моде на всеобщее укрупнение бизнеса.

Основу экономических соображений, оказывающих существенное влияние на принятие инвестиционного решения при стратегических слияниях и поглощениях, формируют четкие представления о наличии и возможности реализации потенциала по наращению стоимости бизнеса участников сделки в процессе их совместной деятельности в составе объединенного субъекта хозяйствования. Однако высокая степень неопределенности, свойственная результатам анализа ожидаемых последствий от интеграции бизнесов, рождает мнение о несостоятельности существующего аналитического инструментария для прогнозируемого синергетического эффекта. Критическое отношение к классическим подходам, приемам и методам инвестиционного анализа, напротив, должно способствовать их совершенствованию и дополнению.

Цель данной работы

состоит в изучении и анализе теоретических и практических аспектов оценки компаний при слияниях и поглощениях, а также описании рекомендаций по повышению эффективности данных сделок. На основании поставленной цели определены задачи

:

· Охарактеризовать понятия «слияния» и «поглощения»;

· Дать описание развитию рынка M&A в мире и России;

· Рассмотреть и охарактеризовать мотивы сделок M&A;

· Изучить стадии процесса M&A;

· Оценить по возможности выбранную компанию 4-мя методами оценки: NPV (ставка определяется через WACC), APV, FCFE; FCFF;

· Описать метод экономической добавленной стоимости (EVA);

· Дать рекомендации по повышению эффективности сделок M&A.

Предметом

данной работы являются различные методики доходного подхода оценки компаний:

) Скорректированная приведенная стоимость (APV);

) Метод дисконтирования денежных потоков для компании (FCFF);

) Метод дисконтирования денежных потоков для акционеров (FCFE) и др.

Объектом

данной работы является ОАО «Седьмой континент», а также финансовая отчетность компании за 2009 год, опубликованная на официальном сайте компании.

В 2009 году американская компания Wal-Mart Stores, оператор крупнейшей в мире сети магазинов розничной торговли, предложила X5 Retail Group продать ей сеть магазинов «Копейка». Однако тогда стороны не сошлись в цене, т.к. по мнению аналитиков Wal-Mart цена за «Копейку» была завышена. Wal-Mart Stores управляет более чем семью тысячами магазинов по всему миру. В самом начале 2009 года стало известно, что эта компания зарегистрировала свое дочернее предприятие в России. Предполагается, что Wal-Mart в скором времени вернется на российский рынок и своей целью для поглощения видит на этот раз ОАО «Седьмой континент», стоимость которого для Wal-Mart определяется в данной работе.

Проблема анализа эффективности сделок слияний и поглощений требует всестороннего исследования теоретических положений и систематизации накопленного практического зарубежного и российского опыта проведения интеграционных сделок. Вопросы анализа эффективности инвестиционных проектов с той или иной степенью детализации рассматривались в работах российских и зарубежных специалистов: А. Герасименко, А. Дамодарана, А. Полуэктова, Ч. Эванса, Тома Коупленда и др.

В научной литературе есть много работ, где большое внимание уделялось интеграционным процессам, осуществляемым в банковской сфере. Сделки же, осуществляемые в реальном секторе экономики, за исключением нефтегазового сектора экономики, и обладающие серьезной спецификой, остаются недостаточно изученными в литературе.

Методологические основы оценки стоимости компании

    Другие публикации

    Расходы предприятия железнодорожного транспорта
    Рыночные отношения характеризуются высокой степенью самостоятельности субъектов предпринимательства, их полной ответственностью за результаты своей работы. Чтобы успешно конкурировать на рынке продукции и услуг предприятию нужно глубоко и комплексно анализировать хозяйственную деятельность, постоянно изыскивать и мобилизовать возможные резервы повышения эффективности производства, ...