Разделы

Анализ себестоимости грузов и пассажиров

Текущие затраты железных дорог на перевозку грузов, пассажиров, багажа называют эксплуатационными расходами.

Затраты на производство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость - один из важнейших показателей деятельности предприятия. Они состоят из стоимости используемых в производстве продукции основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственных расходов.

Состав и структура эксплуатационных расходов, относимых на себестоимость, могут быть проанализированы по следующим статьям:

затраты на подготовку и освоение производства;

затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг);

затраты, связанные с использованием природного сырья;

затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства;

расходы, связанные с обслуживанием процесса производства;

затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;

затраты, связанные с управлением производством;

расходы, связанные с набором рабочей силы, подготовкой и переподготовкой кадров;

оплата услуг по осуществлению расчетных операций;

затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков;

уплата налогов, сборов и др.

Реальный состав и структура затрат на производство зависят от условий производства, формы собственности, соотношения материальных, трудовых и других факторов. Кроме того, следует обратить внимание на различие в понятиях расходы и затраты.

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников.

Затраты являются бухгалтерской категорией, с денежным потоком не связаны и служат элементами, формирующими показатель себестоимости.

Существует два варианта учета затрат на производство и реализацию продукции.

Первый вариант предусматривает исчисление себестоимости путем группировки расходов на прямые и косвенные. Прямые относятся на себестоимость непосредственно из учетных документов, а косвенные распределяются по видам продукции в зависимости от принятой предприятием методики, т. е. расчетным путем.

Второй вариант - классическая система учета прямых затрат предполагает иную группировку затрат на переменные и постоянные.

К переменным относятся затраты, величина которых изменяется при изменении объема производства: затраты на сырье, материалы, заработная плата основных производственных рабочих, топливо и энергия на технологические цели и другие расходы.

В зависимости от степени влияния темпов роста, объема производств на те или иные элементы переменных затрат они, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дегрессивные.

К постоянным принято относить такие элементы, величина которых не меняется с изменением объема производства, например, начисленная амортизация основных фондов, арендная плата, процент за пользование кредитами и другие.

Выделение в структуре расходов постоянных и переменных затрат осуществляется методом корректировки на коэффициент, характеризующий зависимую от объема работ часть расходов.

Деление затрат на переменные и постоянные существенно при анализе безубыточности и производственного левериджа.

Под производственным левериджем понимается соотношение его постоянных и переменных затрат за определенный период.

В состав эксплуатационных расходов включают как переменные, так и постоянные затраты.

Алгебраически это можно представить в виде:

У=а+бх;

Где у- сумма постоянных затрат на перевозки

а- сумма постоянных затрат

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие публикации

Расходы предприятия железнодорожного транспорта
Рыночные отношения характеризуются высокой степенью самостоятельности субъектов предпринимательства, их полной ответственностью за результаты своей работы. Чтобы успешно конкурировать на рынке продукции и услуг предприятию нужно глубоко и комплексно анализировать хозяйственную деятельность, постоянно изыскивать и мобилизовать возможные резервы повышения эффективности производства, ...