Разделы

Транспортная развязка. Равные права, равная ответственность

В пресс-службе газового холдинга нам сообщили, что для решения проблемы с накоплением газа независимых в ЕСГ, руководство «Газпрома» приняло решение с 1 января 2004 года включить в договоры с независимыми поставщиками пункт, предусматривающий штрафные санкции за хранение газа в газотранспортной системе. В начале года, когда была введена эта мера, объем газа независимых организаций в ЕСГ составлял 3,6 млрд м3 (при емкости ЕСГ - 8 млрд м3 газа). Сейчас же он снизился до, примерно, 2 млрд м3. Таким образом, меры введения штрафов оказались не настолько эффективными, хотя нельзя исключать, что именно они привели к сокращению объемов газа независимых производителей в трубе. Независимые тоже недовольны в конфликте с «Газпромом» независимые производители газа также имеют весьма серьезные претензии к работе холдинга. Во-первых, в сложившихся условиях они лишены возможности заключать долгосрочные контракты со своими потребителями. По словам директора по связям с общественностью «Союза независимых производителей газа» Дмитрия Супруна, «Газпром» дает возможность прокачивать газ по системе лишь в течение года, тогда как долгосрочные контракты заключаются на 3-5 и более лет. Таким образом, «Газпром» искусственно создает ситуацию, когда независимые вынуждены продавать ему добытый газ прямо на выходе из месторождения. Вторая проблема заключается в том, что независимые компании не могут проверить, действительно ли в газопроводе нет места для их газа. «Все эти данные засекречены, и никто, кроме руководства «Газпрома», не имеет возможности их посмотреть».

Причиной многих конфликтов «Газпрома» с независимыми компаниями также является непрозрачная система тарификации на доступ к магистральному газопроводу. В Европе тарифы на транспортировку добытого природного газа рассчитываются, как правило, по двум схемам. Первая схема - «от пункта до пункта». Она предполагает, что игроки газового рынка оплачивают определенный маршрут, по которому планируют транспортировать газ. Вторая схема - «вход-выход». Здесь предприятия платят только однажды, при разделении отправного и конечного пунктов назначения в поставках природного газа. В России сейчас действует система, аналогичная европейской «от пункта до пункта», когда независимые производители оплачивают определенный маршрут транспортировки своего газа по магистральному газопроводу «Газпрома». При этом они считают более справедливой схему, при которой устанавливаются два фиксированных тарифа - на входе в газотранспортную систему и на выходе из нее («вход-выход»). «Газпром» же не исключает возможности введения такой схемы.Кроме того, недовольство независимых компаний вызывает регулярное повышение тарифов на доступ к газопроводу. Нынешние тарифы, по словам независимых производителей, ставят их на грань рентабельности: становится невыгодно транспортировать свой газ в дальние регионы, проще продать его рядом с местом добычи. «Газпром», как правило, объясняет повышение цен необходимостью совершенствования и расширения газотранспортной сети. Последнее изменение тарифов произошло 16 сентября нынешнего года. Тогда Федеральная служба по тарифам (ФСТ) приняла решение на 17% увеличить тарифы на транспортировку газа по ЕСГ независимыми производителями.

Однако независимые в этой ситуации вновь сомневаются в убедительности доводов «Газпрома». По словам Супруна, компании не уверены, что повышение тарифов обусловлено именно необходимостью расширения ЕСГ, так как у них нет точной информации о том, куда идут эти деньги. Сегодня рассматривается несколько вариантов решения этой проблемы. В частности, строительство отдельной трубы для независимых производителей с привлечением их инвестиций и обеспечение их равного доступа по более низкой цене. Также рассматривается вариант широкого участия независимых производителей в строительстве новых газопроводов и предоставлении им льготных тарифов, а также возможности экспортировать свой газ в Европу под контролем «Газпрома». Кроме того, не исключается возможность доступа производителей из стран СНГ к российским газопроводам. Однако условия этого доступа пока не оглашаются. В свою очередь независимые производители газа готовы участвовать в развитии газотранспортной сети, но на определенных условиях. Независимым производителям нужны гарантии, что будет обеспечен льготный или бесплатный доступ к трубе, только тогда они будут инвестировать свои средства. Сейчас же в России нет четкой методики установления тарифов для независимых производителей. Европа болеет за Россию решением вопроса о доступе газодобывающих компаний к транспортной сети уже несколько лет озадачены и европейские газовики. Модели, применяемые в Европе по либерализации газового сектора, а также возможность их осуществления в России российские и европейские специалисты обсудили в рамках круглого стола «ГТС России: пути оптимизации», прошедшего в Туапсе в середине сентября этого года. Основными принципами Европейского союза (ЕС) являются единство рынков и конкуренция в масштабах ЕС. В соответствии с этими целями, в Европе сейчас активно идет процесс либерализации, нацеленный на создание единого европейского рынка газа. Единый европейский рынок газа предполагает переход на единую общеевропейскую юридическую систему регулирования газотранспортных сетей. По словам генерального секретаря Ассоциации европейских газовых компаний (EUROGAS) Жана-Мари Дево, эта система будет регламентировать доступ к транспортным сетям сторонних организаций, разделять транспортные и сбытовые линий, а также предоставлять потребителям право выбора поставщика газа. По словам заместителя генерального секретаря Ассоциации европейских газотранспортных компаний (Gas Transmission Europe) Эберхарда Ром-Малькотти, Европа, в условиях либерализации газового рынка, столкнулась с некоторыми проблемами. В частности, обсуждаются вопросы о системе расчета тарифа на транспортировку газа, отслеживании наличия свободных мощностей газотранспортной системы и регулирования их использования поставщиками газа. Также рассматриваются проблемы продажи зарезервированных мощностей на вторичном рынке. Основные же правила доступа сторонних организаций Европы к газотранспортной системе основаны на нормативах Мадридского форума, прошедшего в сентябре 2003 года, и должны вступить в силу к июлю 2007 года. На основании директивы ЕС по газу, принятой 26 июня 2003 года Европарламентом и Советом ЕС для ускорения процесса создания единого европейского газового рынка, уже сейчас все потребители газа в странах-членах ЕС, за исключением бытового сектора, имеют право свободного выбора поставщика газа. А уже с 1 июля 2007 года этим правом смогут воспользоваться все потребители газа без исключения. Для конкуренции сегодня открыты газовые рынки Великобритании, Германии, Италии, Испании и Австрии, а также часть рынка Бельгии (Фландрия). В скором времени планируется полностью открыть рынки в Нидерландах и Дании. Остальные страны-члены ЕС, за исключением Франции и Люксембурга, традиционно занимающих сдержанную позицию в отношении либерализации, а также Греции, Португалии и Финляндии, которым директива предоставила исключения, планируют полностью открыть свои рынки в 2006 году. В то же время, и в процессе либерализации газового рынка Европы возникает немало сложностей. Главная из них - отличия специфики рынка каждой из стран, входящих в ЕС. По словам Дево, «в каждой стране разная конкуренция, структура компаний, и найти для них общее решение очень тяжело». Дево также отметил, что потребители газа ожидают снижения цен в результате появления конкуренции, однако этого может и не случиться. «Посмотрите, что происходит в нефтяной отрасли.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие публикации

Планирование деятельности предприятия ландшафтного дизайна
ИП «Green grass» это фирма по предоставлению услуг ландшафтного дизайна. В специализацию этой фирмы входит благоустройство парков, садов, приусадебных участков, офисов и т.п. Высокая квалификация работников - одна из важнейших сторон этой фирмы, т.к. на работу сюда привлекаются выпускники кафедры ландшафтного строительства УГЛТУ. Основным направлением деятельности организации яв ...