Разделы

Транспортная развязка. Равные права, равная ответственность

Там присутствует конкуренция, но цены от этого не снижаются, а иногда только повышаются», - заявил он. С этих позиций можно рассматривать и ситуацию на российском газовом рынке. Реформирование «Газпрома» нередко обуславливают необходимостью создания конкурентного открытого рынка и ждут в результате снижения цен на газ. Западные эксперты, учитывая свой опыт, не уверены в том, что эти надежды оправдаются, однако они считают создание конкуренции в газовом секторе обязательным.По мнению генерального секретаря EUROGAS, несмотря на то, что монополии могут добиться успеха в энергетическом секторе, конкуренция необходима. Большинство европейских специалистов сходятся во мнении, что переход на равный доступ к трубе должен прорабатываться дополнительными нормативными актами. В Европе было принято решение о свободном доступе любой компании в газотранспортную сеть, но по системе регулирования. Пропускная способность либо полностью используется компанией, либо компания теряет доступ к сети. Таким образом, по его словам, «если вы хотите быть монополистом, используйте пропускную способность на 100% - и тогда труба ваша». Тем не менее, Дево не уверен, что европейская система является применимой для России, так как ни в одной из стран-членов ЕС нет такого крупного монополиста, как «Газпром». Что касается реформирования системы тарификации на транспортировку газа, то европейские эксперты выразили сомнение по поводу снижения тарифов для независимых компаний после обеспечения равного доступа к трубе. «Выделение газотранспортной системы из «Газпрома», по моему мнению, не приведет к изменению тарифов. Разделение транспорта и добычи - это лишь один из инструментов для увеличения конкуренции, - отметил Дево. - Трудно говорить о том, как сделать газотранспортуню систему действительно прозрачной».

В свою очередь, Ральф Дикель, руководитель департамента долгосрочного стратегического планирования Международного энергетического агентства (МЭА), на примере Северной Америки утверждал, что залогом успешного развития газового рынка является максимальная инициатива со стороны частных поставщиков при минимальном вмешательстве государства. «Государство должно вмешиваться, только если не работает конкуренция», - подчеркнул он.Кроме того, он, также как и другие иностранные эксперты, присутствовавшие на круглом столе, отметил, что «очень трудно применять модели других стран в России, так как она уникальна, хотя бы даже по обширности своей территории».

Европа сомневается в возможностях России увеличить поставки газа по сравнению с существующими контрактами. «Все ожидают пролонгации существующих контрактов «Газпрома», однако добыча на его месторождениях падает», - отметил он. Так, России необходимы глобальные инвестиции в разработку и освоение уже имеющихся запасов, и было бы разумно для решения этой проблемы привлечь максимальное количество инвесторов, как российских, так и зарубежных. Чиновник МЭА привел в пример действующую в США и Канаде систему «открытого сезона», которая обеспечивает равный доступ к трубопроводу на основе поданных компаниями заявок об использовании пропускной способности. Контракты с частными компаниями, чьи заявки были одобрены, заключаются на 5-10, а иногда и 15 лет, и это является одним из наиболее эффективных способов привлечения инвестиций. Он также отметил, что подобная система могла бы применяться и в России. «Взваливать все на одну компанию, пусть даже такую мощную как «Газпром», неосмотрительно», - полагает Дикель. Вопрос реформирования российских газотранспортных систем небезразличен европейским газовикам. Они заинтересованы в том, чтобы Россия регулярно поставляла газ на экспорт, причем как путем заключения долгосрочных контрактов, так и за счет развития спотового рынка. И сейчас, в свете ситуации с падающей добычей на месторождениях российского монополиста, европейские специалисты стараются принять непосредственное участие в поиске подходящей для России модели.Какой путь выбрать? Представители «Газпрома», в свою очередь, прекрасно понимают, что развитие внутреннего рынка газа в России необходимо, но считают, что это - процесс постепенный. Заместитель генерального директора института «НИИ-газэкономика», дочерней структуры ОАО «Газпром», Теодор Штилькинд заявил, что любую сложную систему можно менять, но делать это надо неторопливо, так как «последствия резких изменений в сложных системах, вообще говоря, непредсказуемы».«Попытки пойти по пути Запада уже были, - добавил он, - опыт Западной Европы, США и Канады - очень ценный, но его не следует механически пересаживать на нашу почву». «В России система газоснабжения сложная, закольцованная, газ от одной точки к другой может подаваться по разным направлениям. Тарифы на транспортировку у нас зависят от расстояния. Но это не единственная модель, на Западе существует много других подходов. От выбора модели формирования тарифов зависит многое, при этом, любые изменения необходимо хорошо продумать заранее», - заявил Штилькинд.Его опасения небезосновательны. Действительно, изменение структуры столь уникальной в своем сегменте компании как «Газпром», несмотря на сомнения европейцев, неизбежно приведет к изменениям тарифов на доступ к газотранспортным сетям и, следовательно, повлияет на цены на газ. Но вот в какую сторону они изменятся на практике, пока не могут прогнозировать ни западные, ни российские эксперты.

Перейти на страницу: 1 2 3 

Другие публикации

Расчет показателей эффективности использования ресурсов предприятия ООО Лакмус
Рыночные отношения порождают у многих граждан естественное стремление иметь собственное дело, с помощью которого они приумножат собственность. В конечном итоге это приводит к появлению особого вида деятельности - предпринимательства. Статус предпринимателя приобретается только посредством государственной регистрации предприятия. В тех случаях, когда предпринимательская деятельно ...