Разделы

Комплексная программа технического перевооружения и реконструкции объектов транспорта газа на период до 2010 года

Весь комплекс предполагаемых мероприятий в отношении Газпрома имеется в виду осуществить на основе изменения действующего ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», «О естественных монополиях», Правил доступа к газотранспортным сетям ЕСГ, Правил поставки газа и т.п.

В действующем ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предполагается в первую очередь изменить статью 6 «Единая система газоснабжения», имея ввиду создать вместо одного собственника имущества (основных фондов), представляющего собой производственный комплекс ЕСГ (ОАО «Газпром»), несколько юридических лиц. Есть все основания полагать, что одной из целей внесения поправок в законодательство и структурной реформы Общества станет выделение в конечном итоге ГТК и ЦПДУ из состава Газпрома в самостоятельные акционерные общества.

Ключевым условием развития рынка газа является создание необходимых финансово-экономических и инвестиционных условий для функционирования его участников. Российский рынок газа в современном состоянии характеризует высокая степень жесткого директивного регулирования, прежде всего в ценообразовании, в отличие от других видов топливных ресурсов и промышленной продукции, которая производится и реализуется с использованием рыночных механизмов. Для функционирования полноценного газового рынка пока не созданы основные структурные элементы и рыночные институты, которые должны способствовать его становлению. В частности, не функционирует система проведения свободных торгов,' которые позволяют выбирать продавца (покупателя), условия, сроки поставки, осуществлять куплю - продажу с применением рыночных цен, определяемых спросом и предложением. Нерегулируемый сегмент, на котором имеют право функционировать только независимые производители газа, пока не оказывает никакого воздействия на доминирующее положение регулируемого сегмента рынка газа, в режиме которого осуществляет поставки Газпром. Инвесторы, которые могли бы вкладывать средства в потенциально конкурентную сферу деятельности (прежде всего в разработку и обустройство новых газовых месторождений) и тем самым создавать конкурентную среду в основополагающей производственной сфере, испытывают значительные финансовые риски при отсутствии достаточных гарантий эффективного возврата вложенных средств. Поэтому все перспективы развития добычи газа связываются инвесторами только с экспортными поставками и газотранспортными сетями. Административное регулирование газового рынка, жесткое ограничение («замораживание») в течение длительного времени уровня оптовых цен на газ в условиях функционирования рыночных механизмов на рынках альтернативных видов топлива, а также подавляющего большинства других видов промышленной продукции, привели к обесценению газа и резко (в разы) заниженной оценке его потребительских и экологических свойств.

Сложившаяся ситуация послужила главной причиной того, что газ и участники газового рынка, по существу, не имеют равноправия и выведены из конкурентного рынка топлива в России. Это произошло, несмотря на то, что нефть, нефтепродукты, уголь и газ являются в определенной мере взаимозаменяемыми энергоносителями. Обесценение газа посредством искусственного ограничения и поддержания регулируемых цен на заниженном уровне сформировало гипертрофированную структуру спроса на газ, который постепенно превращается в монотопливный ресурс при полной утрате у потребителей рыночных сигналов о реальной стоимости газа и стимулов к газосбережению, что формирует совершенно нерациональную структуру топливного баланса страны. Участники рынков альтернативных видов топлива, металла, минеральных удобрений и другой продукции, выпускаемой с использованием газа, функционирующие в рыночных условиях, имеют безусловное экономическое преимущество по сравнению с участниками газового бизнеса на внутреннем российском рынке, который сегодня не является привлекательной сферой вложения капитала и инвестиций. Через механизм регулируемых цен на продукцию естественных монополий государство субсидирует экономику, а также население. Экспортные отрасли получают повышенную прибыль. В неэкспортных отраслях субсидирование через цены и тарифы естественных монополий позволяет сохраняться неэффективным предприятиям, занижаются критерии эффективности. Назрела необходимость последовательной реализации государственной политики по реформированию сложившегося рынка газа и, прежде всего, финансово-экономического режима, в котором функционируют участники этого рынка, чему в проекте доклада отведена второстепенная роль.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие публикации

Расчет технико-экономических показателей автопредприятия
Автомобильный транспорт обладает высокой мобильностью, большим разнообразием транспортных средств по грузоподъёмности, грузоемкости, назначению, конструктивным и экономическим характеристикам, благодаря чему он может перевозить различные по виду, характеру, объёму и величине партии груза, обеспечивая высокую скорость их доставки. От качества работы автомобильного транспорта зави ...