Разделы

Комплексная программа технического перевооружения и реконструкции объектов транспорта газа на период до 2010 года

Развитие рынка газа может и должно осуществляться без создания законодательных основ для разделения Газпрома на отдельные самостоятельные структуры. При этом Газпром, как собственник газотранспортных магистральных сетей, остается в режиме государственного контроля за обеспечением недискриминационного доступа независимых производителей к свободным мощностям ЕСГ в полном соответствии с установленными правилами, а также в режиме государственного регулирования тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам. Полноценный рынок в общепризнанном понимании - это наличие предложения товара, адекватно платежеспособному спросу, и рыночных цен, формируемых под воздействием спроса и предложения. Основная концептуальная идея развития рынка газа, по нашей версии, заключается в том, что он должен формироваться за счет постепенного дерегулирования сложившихся экономических и хозяйственных отношений в потенциально конкурентных видах деятельности - добыче и реализации газа, перехода от государственного регулирования оптовых цен на газ к регулированию тарифов в естественно монопольной сфере - транспортировке газа по трубопроводам, при обеспечении, особенно на первых этапах, антимонопольного контроля за уровнем цен.

Эта задача должна воплощаться и на основе постепенного, (но не в течение десятилетия как это предусмотрено в проекте доклада) введения рыночных (договорных) цен на газ, поставляемый Газпромом, за исключением поставок для населения и бюджетных организаций. Имеется в виду предоставление Газпрому права под антимонопольным контролем реализовать определенную государством долю своего газа по рыночным ценам, как это в начале реформ российской экономики в полном объеме осуществлено в отношении подавляющего большинства отраслей и крупных компаний, в том числе занимающих доминирующее положение на рынке различных товаров и услуг.

На первом этапе необходимо, чтобы государство определило на федеральном уровне источники и объемы тех ресурсов газа, которые будут направлены для продажи по рыночным ценам. По-нашему мнению, на торгах могут реализовываться объемы газа, не выбранные потребителями, исключенные из объемов поставки в связи с неплатежеспособностью потребителей, добытые сверх учтенных в балансе газа, включая газ малых месторождений, газ, поставляемый новым потребителям, использовавшим ранее альтернативные виды топлива, а также импортируемый газ. Мы отдаем себе отчет в том, что единовременно в сложившихся экономических условиях невозможно перейти на внутреннем рынке к полномасштабной реализации газа на рыночных принципах.

Регулируемый сегмент рынка с применением цен (тарифов), устанавливаемых государственными органами, ответственным за обеспечение которого является Газпром, будет в ближайшей перспективе занимать достаточно большой удельный вес. Однако необходимо сделать хотя бы первые шаги к созданию нерегулируемого сегмента рынка с применением рыночных цен, формируемых на основе спроса и предложения. Это позволит организовать отработку рыночных механизмов и взаимоотношений участников этого сегмента рынка, в определенной мере получить сигналы о рыночной оценке потребительской стоимости газа и постепенно создать задел для его расширения. В рыночной экономике, даже в условиях пока сохраняющегося доминирующего положения Газпрома на внутреннем рынке газа, следует искать дополнительные критерии, так или иначе связанные с полезностью и эффективностью продукта. Цена должна подавать правильный сигнал рыночным агентам. В сфере сохраняющегося регулируемого ценообразования необходимо, в первую очередь, довести цены внутреннего рынка до уровня, обеспечивающего выведение газа из перманентной убыточности его продажи, и достижение в среднесрочной перспективе условий самофинансирования производителей. Это может быть достигнуто при цене газа, составляющей порядка 1100 рублей за 1000 тыс. куб.м в условиях 2003 года.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Другие публикации

Расчет технико-экономических показателей автопредприятия
Автомобильный транспорт обладает высокой мобильностью, большим разнообразием транспортных средств по грузоподъёмности, грузоемкости, назначению, конструктивным и экономическим характеристикам, благодаря чему он может перевозить различные по виду, характеру, объёму и величине партии груза, обеспечивая высокую скорость их доставки. От качества работы автомобильного транспорта зави ...