Разделы

Выявление и структурирование проблемы регулирования возмещения основных средств на газотранспортном предприятии, обусловившие снижение темпов их обновления

· обесцениванием амортизационных отчислений предприятий в условиях повышения цен на средства производства;

· сокращением инвестиционных ресурсов вследствие недостатков государственного регулирования цен на газ.

В этой связи актуальным становится определение технологии вы бора варианта возмещения основных средств (ремонт, реконструкция, модернизация), установление критериев целесообразности применения того или иного способа.

Наиболее простым и часто использующимся на газотранспортных предприятиях способом возмещения основных средств является ремонт, расходы на проведение которого относят на текущие затраты производства. Однако поддержание производственных фондов в надлежащем состоянии таким образом приводит к несоответствию данных учета фактическому состоянию оборудования, а так же росту цен на продукцию. В результате этого предприятие теряет часть средств, возможных к направлению на приобретение или капитальное строительство нового производственного объекта. Это отразится в недоначисленной амортизации, во-первых, из-за неучтенного увеличения срока полезного использования, а, во-вторых, вследствие упущенного увеличения балансовой стоимости объекта в результате проведения ремонта.

При выборе такого варианта возмещения основных средств целесообразным, на наш взгляд, является их укрупнение, что позволит относить затраты по замене частей единого укрупненного объекта на себестоимость продукции, тогда как учет дробных инвентарных объектов приводит к квалификации затрат на их замену как капитальных вложений. Однако, в рыночных условиях использовать такой подход можно ограниченно, т.к. про ведение ремонтов укрупненных объектов увеличивает себестоимость, а, следовательно и тарифы на доставку газа.

В то же время, с ростом себестоимости за счет увеличения затрат на ремонт будут уменьшаться суммы амортизационных отчислений вследствие применения более низких норм амортизации укрупненного объекта, чем отдельных видов оборудования, входящего в его состав; сокращаться база начисления амортизации по сравнению с ее величиной при проведении реконструкции и модернизации, а также уменьшится налог на при быль. Кроме того, следствием укрупнения объектов ОС будет упрощение в учете в результате уменьшения количества инвентарных объектов.

Альтернативой ремонту в качестве варианта возмещения основных средств является модернизация (реконструкция и техперевооружение). Модернизация оборудования экономически эффективна, если в результате ее проведения возрастает годовой объем производства, увеличивается производительность труда и снижается себестоимость продукции при устойчивой тенденции к повышению рентабельности производства.

Проведение модернизации возможно за счет средств амортизационного фонда, что позволит увеличить его балансовую стоимость и обеспечить возврат вложенных средств путем начисления амортизации с увеличенной стоимости объекта. В результате достигается улучшение состояния основных средств, продляется срок их эксплуатации, увеличивается стоимость активов и, соответственно, увеличение собственного капитала предприятия. Следует также заметить, что обеспечиваемое сокращением количества ремонтов снижение затрат на производство незначительно отразится на себестоимости, т.к. рост стоимости объектов ОС повлечет увеличение амортизационных отчислений. В то же время себестоимость транспортировки газа не может являться однозначным показателем определения эффективного способа возмещения основных средств.

Наиболее весомым критерием решения этого вопроса, по нашему мнению, является изменение балансовой стоимости активов предприятия, что отражается на его инвестиционной привлекательности. Увеличение стоимости основных средств, составляющих значительную долю в активах газотранспортных предприятий (90%), отразится на величине активов, чего не обеспечивает осуществление ремонтных работ.

Целесообразность того или иного метода возмещения основных средств предприятий должна определяться исходя из стабильности финансового и экономического положения, фактического состояния основных фондов и возможных последствий принятии решений о возмещении основных средств. Так, увеличение стоимости основных средств предопределяет повышение стоимости акций и стоимости предприятия, а, следовательно его инвестиционной привлекательности.

Проведенная оценка возможных последствий реализации отдельных мероприятий по регулированию возмещения основных средств на га зотранспортном предприятии, рекомендованных в работе (рис.3), показала, что с целью повышения инвестиционной привлекательности, факторами которой являются прибыльность деятельности и стоимость активов, следует рекомендовать уменьшение числа текущих ремонтов и увеличение работ капитального характера. Для этого необходимо провести переформирование основных средств путем дробления части из них, что, кроме того, обеспечит их однородный состав.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие публикации

Расчет показателей экономической эффективности деятельности предприятия
Выполнение курсовой работы является важным этапом в процессе подготовки студентов очной и заочной формы обучения по специальности «Строительство, эксплуатация зданий и сооружений». Цель написания курсовой работы заключается в том, что полученные знания систематизируются при исследовании эффективности работы предприятия, что позволит в дальнейшем самостоятельно изучить и изложить р ...