Разделы

Понятие планирования хозяйственной деятельности

С переходом на рыночные отношения термин «техпромфинплан» был заменен понятием «планирование хозяйственной деятельности предприятия» (или «внутрифирменное планирование»), представляющее собой комплексный план производства продукции, её реализации по всем утверждённым плановым показателям. Также оно включает в себя планы по труду, снабжению и реализации продукции, планы по финансам, прибыли, себестоимости, инвестициям, новой техники и друге показатели и разделы.

Основополагающим разделом внутрифирменного планирования является производственная программа (план производства продукции). Она составляется на основе стратегического плана и представляет собой тактический план, разрабатывающийся сроком на 1 год.

На основании производственной программы разрабатываются следующие планы на предприятии:

1. Маркетинговый план;

2. План эффективности производства;

. План МТС;

. План по труду;

. План осуществления инноваций, НТП;

. План инвестирования по строительству, расширению, реконструкции фирмы;

. План охраны природы и рационального использования природных ресурсов;

. План социального развития предприятия;

. Финансовый план, план прибыли, рентабельности.

Все эти разделы плана составляется на 1 год в соответствии со стратегическим планом и годовым производственным планом производства продукции. Причём план производства продукции в рыночных условиях составляется на основе плана продаж и контрактов, заключённых с потребителями продукции, а также производственных мощностей предприятия и анализа конъюнктуры рынка.

Учитывая специфику рыбной отрасли, там сложилась система плановых показателей для плавпредприятий и береговых рыбозаводов. В рыбной отрасли для береговых предприятий все показатели подразделяются на две группы:

1. Производственно-технические;

2. Финансово-экономические.

К производственно-техническим показателям относятся:

1. Перечень основных видов продукции по ассортименту, качеству в натуральном выражении;

2. Подробный ассортимент, объём, сорт, цена, сроки выпуска;

. Расчётная среднегодовая производственная мощность учётом спроса и плановый коэффициент её использования;

. Резервные мощности;

. Коэффициент использования мощности;

. Потребное количество ресурсов;

. Распределение ресурсов по цехам, службам.

Эти показатели являются базовыми для подготовки и организации производства, выпуска оснастки, деталей, узлов, строительства вспомогательных сооружений. На основании этих показателей должно осуществляться оперативно-производственное планирование и управление производством.

К основным финансово-экономическим показателям относятся:

1. Объём товарной реализованной продукции в оптовых ценах;

2. Прибыль;

. Рентабельность производства, рентабельность собственных активов;

. Себестоимости и плановые затраты на 1 рубль товарной продукции;

. Рост производительности труда;

. Фонд заработной платы;

. Численность персонала;

. Фондоотдача;

. Объём инвестиций;

. Внешнеторговый оборот (импорт, экспорт);

. Коэффициент общей и срочной ликвидности;

. Рентабельность продукции, рентабельность продаж;

. Баланс доходов и расходов предприятия;

. Инвестиции;

. Освоение новых видов продукции, технологий и т.д. [3]

Другие публикации

Планирование производственно-финансовой деятельности локомотивного депо
Планирование на предприятии является функцией управления предприятием. Объектом планирования на предприятии являются показатели работы и развития предприятия, включая его цеховые подразделения. Целью планирования на предприятии является: § обеспечение единства и пропорциональности функционирования всех подразделений предприятия; § обеспечение согласованности его деятельн ...