Разделы

Основные постулаты теории поведения потребителя

Теория поведения потребителя - часть экономической теории, посвященная тому, как отдельные потребители распределяют свои доходы при покупке товаров и услуг. Основной постулат теории состоит в том, что потребители стремятся максимизировать полезность, или удовлетворение, получаемое от расходования фиксированного дохода.

Теория потребительского поведения и спроса изучает совокупность взаимосвязанных принципов и закономерностей, руководствуясь которыми индивид формирует и реализует свой план потребления различных благ, ориентируясь при этом на наиболее полное удовлетворение своих потребностей.

В современной теории потребительского выбора предполагается, что:

денежный доход потребителя ограничен;

цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами;

все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов;

потребители стремятся максимизировать совокупную полезность.

Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:

потребитель неопределенность риск поведение

1. Множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.

2. Ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пересыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.

3. Транзитивность. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определённой согласованности вкусов потребителя. Логически это может быть выражено следующим образом: если A, B и C являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами A и B и между C, то он также безразличен в выборе между A и C.

. Субституция. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага A, если ему предложат взамен больше количество блага-субститута.

. Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель.

Таким образом, данные классические постулаты с течением времени всё больше теряют своё абсолютное действие в условиях современной быстроразвивающейся рыночной экономике. Дело в том, что потребительский выбор не может зависеть только от пяти вышеназванных постулатов. В настоящее время можно выявить множество детерминирующих факторов поведения потребителя. Эту проблему мы рассмотрим в следующих главах.

Другие публикации

Расчет экономической целесообразности выпуска изделия
Введение В настоящее время в России наблюдается значительный интерес к более глубокому изучению экономической жизни. Благополучие людей, их обеспеченность всем необходимым зависит от состояния экономики, правильного ведения хозяйства. Все наше существование тесно связано с экономикой. Экономическая ситуация непрерывно меняется. Для обеспечения положительного экономического р ...