Разделы

Методология практической коррекции современных потребительских предпочтений

Каким сегодня представляется нам рынок? Рынок - это система экономических отношений, возникающих на основе устойчивых экономических отношений производителей товаров и услуг и потребителей. Такого рода отношения в нашем сознании часто представляются как некие неуправляемые, случайные процессы. Раньше считалось, что рынок представляет собой некую неуправляемую среду взаимодействия рыночных агентов. Хаос в рынке - понятие относительное и не однозначное. Хаотичными процессами, то есть теми, которые не поддаются управлению, принято считать спонтанные желания потребителя и спонтанные покупки. Но неуправляемых покупателей нет. И если раньше рынок мог расцениваться как некая совокупность случайных экономических явлений, то сегодня такое представление в корне не верно.

Управление "хаотичными" процессами в современных рынках достигло максимального значения за все предыдущие годы. Структура современного управления рыночными механизмами представлена ни рисунке 4 [Приложение 2, рисунок 4].

Данный рисунок отчётливо иллюстрирует нам зависимость каждого элемента системы от другого. Государство посредством экономической политики может пресекать монополии, изменять тарифы, налогообложение, ставку рефинансирования и так далее. Вплоть до государственной пропаганды отдельных товаров в соответствии со своей идеологией и долгосрочными интересами. Производители благ, а именно фирмы, картели, синдикаты, монопольные образования, предприниматели, корпорации управляют рынком и корректируют потребительские предпочтения гораздо более широкой палитрой инструментария, разрешённого действующим законом в области защиты прав потребителей. К примеру, самым распространённым средством воздействия на потребителя является реклама. Как скрытая, так и явная. К прочим средствам коррекции обратимся позже. Третья сторона экономических отношений составляет основу рынка, потребители экономических благ. Этот слой является самым противоречивым: с одной стороны, все экономические воздействия, главным образом, направлены на него и потребителю приходится только смиряться с тем наплывом воздействий, который осуществляется производителями и государством, но с другой стороны, потребитель, являясь первоосновой и важнейшим элементом рынка, сосредотачивает в себе колоссальную власть над другими агентами рыночных отношений. Такая власть обусловлена тем, что потребителей в современной рыночной системе гораздо больше, чем производителей. Однако ситуация в корне отличается на рынках с преобладанием монопсонией.

Научно-исследовательские институты всего мира изучают специальные механизмы влияния на сознательные и бессознательные действия потенциального потребителя. К таким действиям относят, прежде всего, рекламу. Как сказала Людмила Гиндулина в журнале "Рекламодатель: теория и практика", "логотип - лицо компании". Это утверждение абсолютно верно.

В современных условиях жесточайшей конкуренции логотип компании - единственный спасительный маячок для производителя экономических ресурсов в море рыночной конкуренции. Именно реклама, своеобразное "клеймо", бренд, логотип компании - первое, с чем сталкивается потенциальный потребитель и первая самопрезентация экономического агента.

С помощью рекламы можно не только привлечь потенциальных покупателей, но и скорректировать их поведение.

Вполне естественно, что реклама заимствует методы воздействия на человека для повышения собственной эффективности. Не только потому, что так говорят психологи, но, проанализировав свое покупательское поведение сами, мы быстро поймем, что покупку мы совершаем, подчиняясь некому импульсу: колеблемся, колеблемся - и вдруг покупаем. Продуманная реклама как раз и способствует скорейшему проявлению такого импульса. Итак, реклама способствует возникновению транса у покупателей, проявлению покупательского импульса.

Все науки важны. Но для рекламиста, прежде всего, важна психология. Именно она дает основные параметры для разработки рекламных концепций. А искусство должно облечь эти психологически обоснованные концепции во все возможные талантливые формы. Искусство должно перевести сложные психологические расчеты на свой привлекательный и всем понятный язык.

Мышление российских покупателей изобилует известными стереотипами:

Дефицит - всегда хорош и ценен. Прекрасного не может быть много. Лучше, когда товар существует в строго ограниченном количестве. Стоит только организовать рекламную акцию: "В стране осталось 10 экземпляров автомобиля "порше"! В Москве в очередь на него уже записалось несколько тысяч человек!" Эти автомобили раскупят в два дня.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие публикации

Оценка управления оборотными активами фирмы Связной Логистика
Политика управления оборотными активами фирмы является одним их ключевых факторов успешной деятельности, в связи с чем, проблема рационального управления оборотными средствами стоит на повестке дня большинства предприятий. Актуальность исследования вопроса управления оборотными активами обусловлена не только экономической нестабильностью, но и постоянным преобразованием техноло ...